Экономика “мыльного пузыря”.
Импортные товары на внутреннем рынке подешевели на 37,5% и составили реальную конкуренцию японской промышленной и сельскохозяйственной продукции. Тем самым было положено начало медленной дефляции цен: уровень оптовых цен понизился за 5 лет на 9,9%. [14]
Поскольку в те годы дефляция ограничилась внутренним оптовым товарооборотом, ее связывали только с удорожанием иены.
Во внешнеторговых контрактах Японии динамика импортных цен определяется ценами мировой торговли, а экспортных — внутренними оптовыми ценами на промышленные изделия. Из-за этого механизма экспортные цены в иеновом выражении поднялись на 41%, но в реальных валютах внешнеторговых контрактов — только на 10%. В силу начавшейся дефляции товарных цен экспорт замедлился, но не настолько, чтобы снизить ориентацию на него промышленности, а активное сальдо счета по текущим операциям сократилось не настолько, чтобы остановить работу этого механизма.
При избытке ликвидных ресурсов Банк Японии поддерживал низкую ставку учета векселей (2,5 — 3% годовых), и соответственно ставки денежного рынка были низкими. Так, краткосрочная ставка «прайм» держалась на уровне 3,375— 3,750%.Разница со ставками американских и европейских банков (а в США ставки «прайм» колебались между 7,5 и 10%) действовала, как насос, отсасывающий ликвидные ресурсы. Между 1985 и 1990 гг. годовые объемы вложений в заграничные облигации (главным образом в американские казначейские обязательства) колебались от 60 до 113 млрд. долл. В свою очередь, дорогая иена стимулировала поток прямых зарубежных вложений, которые выросли с 6,5 до 48 млрд.долл. в год. Именно в эти годы Япония стала крупнейшим мировым кредитором, и сумма ее прямых инвестиций за рубежом достигла 70,8 млрд. долл.[
15]
Японские производители автомобилей и электроники переводили свои сборочные мощности в Северную Америку и Западную Европу, а производство комплектующих (впоследствии и сборку массовых изделий) — в Юго-Восточную Азию. В Японии заговорили об «опустошении» или «вымывании» национальной промышленности.
Именно во второй половине 80-х годов крупнейшие японские промышленные корпорации стали транснациональными, повторив путь европейских и американских ТНК. Продукция зарубежных филиалов еще в 1985 г. не превышала 3% от объема продаж материнских компаний на внутреннем рынке, а в 1996 г. дошла уже до 11,6%. Инвестиции в зарубежное производство достигают 36—37% от объема внутренних инвестиций в среднем по промышленности. В экспортных же отраслях — намного больше: в производстве электронных компонентов и микросхем — свыше 79%, в автомобильной промышленности — свыше 60%.[
16
]
Однако отношение зарубежных активов к ВВП (60% в 1997 г.) пока заметно меньше, чем соответствующие показатели для некоторых европейских стран (например, 192% в Великобритании).
При этом сумма прямых иностранных вложений в Японии на март 1990 г. составляла всего 2,8 млрд.долл, а сумма продаж компаний с участием иностранного капитала — только 1,2% оборота всех корпораций. [17]Формально иностранным фирмам предоставляется национальный режим, но есть группа в принципе закрытых для них отраслей[2]. Фактически барьером доступа на внутренний рынок служат неформальные моменты: особенности межфирменных связей, деловой практики, найма рабочей силы и т.д. Главным препятствием для иностранных инвесторов является уровень цен на рынках факторов производства (высокая цена земли, рабочей силы и т.д.) и острая конкуренция на рынках товаров и услуг. Диспропорция между прямыми зарубежными инвестициями японских компаний и иностранными капиталовложениями в Японии считается признаком недостаточной открытости этой страны.
Другие материалы
Политика НК Татнефть
Полувековая история «Татнефти» - это история
развития и формирования одной из крупнейших нефтяных компаний России. Эти путь
от первых нефтяных фонтанов Ромашки некого месторождения, давших основание
назвать Татарстан «вторым Баку», до ...
Перспективы консалтинга в России
Еще год назад
пусковым механизмом на рынке консалтинговых услуг были средства международных
финансовых организаций. Ежегодно они выделяли в рамках программ технической
помощи более миллиарда долларов на консалтинговые услуги для российских ...