Административно-финансовая реформа.
Перестроенные процессы в системе государственного регулирования являются еще одной отличительной чертой новой модели экономического роста.
Вплоть до конца 70-х годов государственный сектор японской экономики развивался в основном в рамках тех форм, которые сложились в период 50-х годов. Правда, за это время значительно выросли абсолютные масштабы общественного предпринимательства, что диктовалось необходимостью обеспечения соответствующих условий для поддержания быстрого экономического роста в частном секторе.
Осознание правящими кругами Японии необходимости внесения важных коррективов в механизм государственного регулирования нашло отражение в разработке и проведении административно-финансовой реформы.
Общественное предпринимательство стало основным объектом внимания разработчиков реформы, поскольку выявившаяся еще прежде утрата рядом его элементов своей не только технико-экономической, но и социальной эффективности в условиях кризиса государственных финансов превратилась в фактор, не только отягчавший экономическое развитие, но и в определенной степени подрывавший социальную стабильность.
Проект административно-финансовой реформы разработан в I98I-I983 гг. временной комиссией по делам администрации, которую возглавил почетный президент "Кэйдан-рен" (Федерации экономических организаций) Т. Доко. Главными целями административно-финансовой реформы являются: оздоровление государственных финансов, приватизация части государственных предприятий, сокращение государственного аппарата.
Японии начался процесс формирования новой структуры, или новой модели общественного предпринимательства. Главной чертой этой модели является повышение технико-экономической и социальной эффективности общественного предпринимательства на основе переключения на более гибкие и эффективные его формы, отличающиеся большей автономностью от государственного бюджета, большей самостоятельностью, большей «коммерциализацией» деятельности (в японской иерархии форм общественного предпринимательства их представляют специальные акционерные компании и квазиобщественные предприятия). Были отменены прибавки к пенсиям, призванные компенсировать рост цен, сокращены субсидии учебным заведениям, ассигнования на общественные работы, повышена плата за медицинское обслуживание и пользование различными видами государственных услуг.
Японское правительство приступило к приватизации государственных предприятий. Из-за неэффективности и убыточности они передаются в частные руки. Часть публичных компаний превращается в смешанные, некоторые смешанные компании становятся частными. Снижается степень участия государства в капитале ряда корпораций, усиливается коммерциализация их деятельности.
В рамках административно-финансовой реформы осуществляется перестройка аппарата управления. Предусмотрено сокращение числа государственных служащих, количество канцелярий и отделов в министерствах и управлениях ограничено. Упразднены местные отделения министерства финансов, управления по делам администрации и общественной безопасности.
Во второй половине 70-х—80-е годы система финансирования японской экономики и макроэкономическая политика претерпели большие изменения. Если в 50-х - начале 70-х годов главными целями макроэкономической политики являлось всемерное стимулирование экономического роста и поддержание равновесия внешнеторгового баланса, то тогда ими стали прежде всего контроль за денежной массой и борьба с инфляцией, а затем уже поддержание определенного уровня совокупного спроса (с целью недопущения экономического спада и роста, .безработицы) и обеспечение стабильности курса иены.
Что же касается соотношения между двумя основными формами макроэкономической политики, то после заметного возрастания во второй половине 70-х годов значения бюджетной политики (в период быстрых темпов роста игравшей весьма скромную роль) с начала 80-х годов лидерство вновь переходит к кредитно-денежной политике, притом что ее внутреннее содержание претерпевает глубокие качественные изменения. Эти изменения связаны в первую очередь с коренными изменениями на японском финансовом рынке - укреплением позиций частного финансового, капитала и нефинансовых корпораций, относительным падением роли городских банков, усилением конкуренции между различными финансовыми институтами, массированным выпуском облигаций госзаймов и т. д.
Главный смысл происшедших в сфере - кредитно-денежной политики сдвигов состоит в создании нового, рыночного по своему существу, а не административного, как прежде, - механизма обеспечения рассматриваемой политики. Об этом говорят либерализация все большего числа процентных ставок и бурное развитие рынка ссудных капиталов (прежде всего краткосрочных), значительное расширение рынка ценных бумаг, активное манипулирование Банком Японии учетной ставкой процента для воздействия на размеры кредита и контроля за денежной массой, а затем - использование
Другие материалы
Организация грузоперевозок на железной дороге
В настоящее время грузовое
хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны.
Грузовая и коммерческая
работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль
эксплуатационной науки имеет
СВО ...
Основные производственные фонды предприятия связи
Мануфактура (позднелат. manufacture,
от латинского manus – рука и factura
– изготовление) – форма капиталистического промышленного производства и стадия
в его историческом развитии, предшествующая крупной машинной индустрии. Она
представл ...