Методы оценки.
В современной международной теории менеджмента общепризнанным является положение о том, что
люЛЮДИ РАБОТАЮТ ЛУЧШЕ И ДОСТИГАЮТ БОЛЬШЕГО,
если:
n они оцениваются по результатам своего труда;
n цели работы им ясны и достижимы;
n они лично вовлечены в процесс определения целей и задач.
Основные цели оценки:
упорядочение обратной связи между рядовыми работниками и их непосредственными начальниками по критериям оценки их деятельности; |
контроль и совершенствование деятельности и развития; |
помощь в постановке целей профессионального развития; |
определение целей и состава повышения квалификации; |
решение задач ротации персонала; |
решение задач создания резерва на выдвижение кадров; |
организация материального и морального стимулирования. |
При оценке можно использовать несколько методов, которые определяют особенности выделения конкретных значений показателей:
n характеристика значения устанавливается на шкале для каждого сотрудника (метод шкалирования);
n несколько оценок приводится в ранжированный ряд относительно одного значения (метод упорядочения рангов);
n отдельный сотрудник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия предложенного значения показателя (метод альтернативных характеристик)[11].
Для оценки результативности труда
применяются различные метода, классификация которых краткая характеристика представлены в таблице.
Наименование метода |
Краткая характеристика метода |
Управление по целям |
Основан на оценке достижения работником целей, намечены совместно руководителем и его подчиненным на конкретный период времени. Предусматривает систематическое обсуждение достигнутых и недостиг-нутых целей. Требует количественного определения целей и сроков их достижения. Дорогостоящий метод. Используется для оценки руководителей и специалистов. |
Метод шкалы графического рейтинга |
Основан на представлении соответствующей оценки (от 4 до 0) каждой черте характера оцениваемого работника: количество боты, инициативность, сотрудничество. Надежность и др. Оценка соответствует рейтинг - от "отл." до "неуд". Для повышения эффективности шкалы оценок составляют более четко разграниченные описания полноты проявления той или иной черты характера. |
Вынужденный выбор |
Основан на отборе наиболее характерных для данного работника характеристик, соответствующих эффективной и неэффективной работе. На основе балльной шкалы рассчитывается индекс эффективности. Используется руководством, коллегами, подчиненными для оценки результативности труда работников. |
Описательный метод |
Оценщик описывает преимущества и недостатки поведения работника по критериям: количество работы, качество работы, знание работы, личные качеств~ инициативность и др. с помощью графической шкалы рейтинг используя заранее составленные стандарты результативности труда |
Метод оценки по решающей ситуации |
Основан на использовании списка описаний "правильного" и "неправильного" поведения работника в отдельных ситуациях. Оценщик ведет журнал в котором эти описания распределены по рубрикам в зависимости от характера работы. Используются в оценках. выносимых руководством, а не коллегами и подчиненными. |
Метод анкет и сравнительных анкет |
Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая по его мнению, присуща работнику, в противном случае - оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными. |
Методы шкалы рейтинговых поведенческих установок |
Основан на использовании решающих ситуаций (5-6), из которых выводятся характеристики результативности труда (от 6 до 10). Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описания характеристик какого - либо критерия и ставит пометку в шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам. |
Метод шкалы наблюдения за поведением |
Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует материальных затрат. |
Другие материалы
Проблема неплатежей в РФ
Кризис платежной системы
поразил все отрасли Российской экономики, отрицательно повлиял на ее
реформирование и развитие. На сегодняшний день решение проблемы кризиса
неплатежей является наиболее приоритетным вопросом, которым озадачены ...
Основные этапы развития интеграционного процесса в ЕС
Идея о тесной взаимосвязи между
европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания
Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки
навязать объединение через гегемонию или силой. С другой сто ...