Описание алгоритма расчета
В задаче предложение кофе увеличивается на 2,2 тонны (DКк) для каждой цены по сравнению с прежним объемом предложения по данной цене. Т.е. график функции предложения параллелен первоначальному графику предложения. Учитывая изменения в предложении кофе, рассчитываем формулу новой функции.
;
;
1,5*(Цк – 18) = 32,4*(Кк – 4,2);
Уравнение кривой предложения: Цк = 21,6 Кк – 72,72
В соответствии с полученным уравнением функции предложения на кофе заполняем четвертый столбец таблицы 2. Строим график на рисунке «Рынок кофе», он пересечет кривую спроса в точке равновесия, соответствующей большему объему производства и меньшей цене. Это означает, что при увеличении предложения рыночный механизм приведет к снижению цены.
Цк = 21,6 Кк – 72,72
Цк = 36 / (Кк – 1,5) + 32,4
21,6 Кк – 72,72 = 36 / (Кк – 1,5) + 32,4;
21,6 Кк*(Кк – 1,5) – 105,12*(Кк – 1,5) – 36 =0;
21,6 Кк2 – 137,52 Кк + 121,68 = 0;
0,3 Кк2 – 1,91 Кк + 1,69 = 0;
Кк4 = 5,30; Кк4 = 1,07;
Цк4 = 41,76; Кк4 = - 49,61.
Новая точка равновесия для кофе: Кк4 = 5,30; Цк4 = 41,76.
Данное явление связано, во-первых, с сокращением издержек вследствие конкуренции производителей. Во-вторых, с уменьшением спроса в связи с насыщением рынка. И, наконец, стимулирующим фактором является ²эффект реальных кассовых остатков² А. Пигу. Потребитель при отсутствии информации знает, что рост цены приведет к увеличению предложения и дальнейшему падению цен, поэтому при высоких ценах он ограничивает потребление в ожидании более приятной конъюнктуры. Но это, среди прочих факторов, усиливает сокращение спроса и дополнительно стимулирует снижение цены.
4.9. Рассмотрим, что происходит на рынке чая в связи с изменением конъюнктуры рынка кофе. Цена на чай установилась на достаточно длительный период. Уменьшение цены приведет к оттоку капиталов из данного производства, предложение на чай при прежних ценах уменьшится на 2,6 тонны (DКч). Определим формулу новой функции предложения.
;
;
1,85*(Цч – 10,8) = 6,23*(Кч – 0,4);
Цч – 10,8 = 3,37 Кч – 1,35;
Новое уравнение спроса на чай: Цч = 3,37 Кч + 9,45.
В соответствии с полученным уравнением функции предложения на чай заполняем пятый столбец таблицы 2 и на рисунке «Рынок чая» строим график предложения на чай.
Заключение
В контрольной работе рассматривается моделирование рыночной ситуации процесса установления и изменения цен на взаимозаменяемые товары (рынок “кофе - чай”). В процессе работы имитируются действия целого ряда факторов рыночной конъюнктуры спроса, дохода потребителей, ординалистской полезности, предложения, цен и др.
В начале работы представлена ситуация, описывающая состояние рынка взаимозаменяемых товаров (кофе – чай) с установившемся равновесием спроса и предложения. Затем в результате повышения доходов потребителей повышается цена на данные товары. Рынок реагирует на это увеличением спроса, причем на оба товара. Рассмотрено установление новых параметров конъюнктуры, исходя из теории полезности каждого товара и бюджетного ограничения доходов потребителей.
Однако рынок не успевает отреагировать на установление более высоких цен изменением функций предложения в столь краткосрочный период, как ситуация вновь изменяется. Спрос на кофе увеличивается при неизменных доходах потребителей, что уменьшает спрос на чай. Рост цены кофе вследствие повышения спроса приводит к возрастанию расходов на кофе и, следовательно, сокращению потребления чая. Это свойство рынка взаимозаменяемых товаров. В краткосрочном периоде это приводит к увеличения предложения на кофе. Сокращение спроса на чай при оттоке денег потребителей для покупки кофе сопровождается падением цены на чай и, следовательно, снижением его предложения. Устанавливается новое равновесие.
В долгосрочном периоде, при установившейся стабильной цене на кофе возникает следующая ситуация. Рост цены – это рыночный сигнал повышения прибыльности вложений. В производство кофе перемещаются ресурсы из других отраслей, инвестиции увеличиваются, чего не было в краткосрочном периоде. Функция предложения увеличивается при неизменных ценах. В результате при увеличении предложения рыночный механизм приведет к снижению цены на кофе, что связано с сокращением издержек, с уменьшением спроса в связи с насыщением рынка и эффектом ожидания.
Другие материалы
Перспективы консалтинга в России
Еще год назад
пусковым механизмом на рынке консалтинговых услуг были средства международных
финансовых организаций. Ежегодно они выделяли в рамках программ технической
помощи более миллиарда долларов на консалтинговые услуги для российских ...
Основы механизма формирования цен в рыночной экономике
Важная роль цен в
экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех
экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты
деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских стр ...