Международная торговля: динамика и структура.
Международная торговля—оплачиваемый совокупный внешнеторговый оборот всех стран мира. МТ—форма связи между товаропроизводителями различных стран, возникающая на основе международного разделения труда и международных торгово-экономических соглашений.
Динамика:
250 лет назад торговый оборот составлял 100 млн. долларов ( торговля между крупными колониальными державами);
150 лет назад (в разгар промышленной революции) – 1 млрд. 200 млн.
1950 год—115 млрд. долл.
Сегодня – 4-4.5 трлн. долл. (В торговлю вклинилась сфера услуг): технические информационные
банковские и т.д.
Основными торговыми партнерами являются около 100 стран (100 лет назад):
1.Англия19%
2. Германия10%
3. США9,5%
4. Франция9,5%
5. Нидерланды5%
6. Россия5%
1995 год (более 200 ведущих стран)
1.США14%
2.Германия12%
3.Япония12%
4.Англия5%
5.Франция;%
6.Италия3%
7.Канада<3%
8.Россия2.5%
Развитые страны сохранили господство в мире торговли (1/2 всей мировой торговли). По темпам торговля всегда развивалась быстрее производства.
60-70 годы – наивысшие темпы роста объема торговли (9-20% ежегодно)
80-90 годы—5-8% ежегодно, т.к. сырье—основа торговли утратило и утрачивает позиции в мировой торговле как один из основных товаров.
Наивысшие темпы прослеживаются у НИС—более 8% ежегодно (Китай—10-15%% прироста).
Структура торговли.
Мировая торговля стандартизирована. Товары имеют свою классификацию, свой код.
Группы товаров |
70гг. |
95г |
0.продовольствие |
15% |
10% |
1.с/х сырье |
7% |
5% |
2.руды и металлы |
6% |
3% |
3.топливо (жидкое, твердое, газообразное) |
6% |
10% |
4.обрабатывающая промышленность |
65% |
72% |
Доля продукции обрабатывающей промышленности увеличилась, с развитием материальной сферы увеличилось потребление топлива. Сократилось потребление сырья(так как выгодно продавать наукоемкую продукцию, что характерно для развитых стран), руды и металлов. Сокращение продовольствия носит относительный характер.
Из обрабатывающей промышленности наибольшие темпы роста объемов продаж:
* торговля электронной техникой
* телекоммуникационным оборудованием
* товары новейшей химии (волокна)
* автоматика и робототехника
* фармацевтика
Районы с наиболее высокими темпами мировой торговли:
1.Юго-восточная Азия 2.Мексика и Карибский бассейн, Бразилия 3.Восточная Европа и Россия.
20% в объеме мировой торговли занимает сфера услуг.
Основные направления торговли между группами стран:
ЕС
1.развитые -- 82%,2. развивающиеся –12%, 3.пост социалистические – 6%
Япония: 1.развитые 60%,2. развивающиеся34%, 3.постсоциалистические6%
Латинская Америка:1.развитые70%,2. развивающиеся19%,3. пост социалистические11%
Структура торговли услугами
* торговое посредничество
* банковские услуги
* страхование
* консалтинг
* аудит
* инжиниринг (научно-технические услуги)
По назначению
* потребительские
* социальные (образование, медицина)
* производственные (консалтинг, инжиниринг)
* распределительные (торговля, транспорт).
Какие услуги лидируют:
1.Туризм и транспорт составляют 50% всех услуг.
2. Наукоемкие услуги, информационное обеспечение, финансово-кредитные услуги.
8-10 стран составляют 2/3 стоимости экспорта услуг. В развитых странах 60% ВВП составляют услуги.
Доля межрегиональной торговли:
ЕС--35%
НАФТА--15%
Япония--10%
АСЕАН--4%
Восточная Европа и Россия--5%
Латиноамериканская интеграция--3-4%
Другие материалы
Основные этапы развития интеграционного процесса в ЕС
Идея о тесной взаимосвязи между
европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания
Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки
навязать объединение через гегемонию или силой. С другой сто ...
Планирование производственно-финансовой деятельности предприятия
Для своевременного и качественного
удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках
необходимы высокая надежность работы технических средств, высокое качество
ремонта подвижного состава, его модернизация и ...