Внешнеэкономическая деятельность. Проблемы экономической интеграции в СНГ.
Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.
Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд долл., а в 1998 г. — 72 млрд долл., Россия обладала менее чем 2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др. Россия же находилась во втором десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота в 90-е годы свидетельствует о наличии двух фаз. На первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3%. Однако в 1997—1998 гг. наблюдался спад товарооборота.
Другой отличительный момент — стабильное положительное торговое сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1998 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, — 28,4 млрд долл.
Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.
Важной предпосылкой стал мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990—1993 гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Европы произошел рост потребления традиционных сырьевых товаров российского экспорта.
С другой стороны, относительно низкие темпы роста импорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов России.
Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время. Наблюдается рост торговли с азиатскими странами
Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости. Немаловажны также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.
Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.
Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 90-х годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией. Структура внешней торговли с этими странами дает возможность прогнозировать стабильное поддержание объема товарооборота.
В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.
Другие материалы
Основы медицинского страхования
Изменения в конце ХVIII
в. во многих странах экономической ситуации и общественных взаимоотношений
привели к образованию на предприятиях обществ взаимной солидарности. Они
возникали на добровольной основе и представляли собой целевые фон ...
Планирование бюджета движения денежных средств на предприятии
Краткосрочное управление и планирование в сфере
финансовых решений начинается с денежных средств, финансовый менеджер должен понимать
источники и направление их расходования. Зная обстановку, в которой действует
компания, менеджер мо ...