Россия в международных экономических отношениях.
Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.
Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд долл., а в 1998 г. — 72 млрд долл., Россия обладала менее чем 2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др. Россия же находилась во втором десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный
уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота в 90-е годы свидетельствует о наличии двух фаз. На первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3%. Однако в 1997—1998 гг. наблюдался спад товарооборота (табл. 8.1).
Другой отличительный момент — стабильное положительное торговое сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1998 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, — 28,4 млрд долл.
Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.
Важной предпосылкой стал мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990—1993 гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Европы произошел рост потребления традиционных сырьевых товаров российского экспорта.
С другой стороны, относительно низкие темпы роста импорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов России.
Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время. Наблюдается рост торговли с азиатскими странами.
Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости. Немаловажны также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.
Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.
Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 90-х годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, гео
графическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией. Структура внешней торговли с этими странами дает возможность прогнозировать стабильное поддержание объема товарооборота.
В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.
Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.
В 1996 г. на долю топливно-энергетических ресурсов приходилось около 45,6%, на черные и цветные металлы и изделия из этих металлов — 15% валютных поступлений. Поставки машин и оборудования составляли 9,4%.
Особенностью российского экспорта является значительный объем поставок вооружения, прежде всего в развивающиеся страны, и, в частности, в новые индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом направлении значительно вырос.
Основной статьей импорта в 1996 г. являлась продукция машиностроения, на которую приходилось 32% всего объема импорта. Существенна доля продовольствия и сырья для его производства, составляющего 27%, а также химических товаров — примерно 10% и изделий легкой промышленности — в пределах 15—16%.
Другие материалы
Основные этапы ценообразования в России
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются
основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты
и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских
стру ...
Планирование кадров предприятия и их подбор
Для всех организаций – больших и малых, коммерческих и некоммерческих, для любых предприятий управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей, без специалистов ни одна организация не сможет д ...