Международная регламентация мировой торговли
Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране обязательно отражается на результатах внешнеэкономической деятельности других стран, так как производство, обмен и потребление различных стран мира взаимосвязаны и взаимозависимы. С углублением и расширением внешнеэкономических связей усиливается роль многосторонней регламентации ВЭД. В каждой стране она регулируется национальными нормами права, двусторонними соглашениями, региональными, а также многосторонними соглашениями в рамках международных организаций.
Международная регламентация внешнеэкономической деятельности представлена договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не входящих в систему ООН. Это прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных вопросов мировой торговли.
Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:
- недискриминация, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования;
- использование преимущественно тарифных мер защиты национальных рынков;
- систематическое снижение таможенных тарифов;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
ГАТТ с 1948 по 1994 г. была единственной международной организацией, регулирующей
мировую торговлю. (Решения по торгово-политическим вопросам ряда других организаций, например, ЮНКТАД, носят рекомендательный характер.) ГАТТ представляет собой ряд кодексов и соглашений, выработанных и принятых на так называемых "раундах". За время существования ГАТТ было проведено 8 раундов. На каждом из них обсуждались вопросы, связанные со снижением таможенных тарифов в промышленно развитых странах, в результате чего средневзвешенная ставка импортных тарифов уменьшилась с 40-60% в 1947 г. до 3-5% в начале 90-х гг.
Национальное таможенно-тарифное регулирование должно быть унифицировано (гармонизировало) с соглашениями и кодексами ГАТТ. Это относится как к странам - членам ГАТТ, так и к готовящимся ко вступлению в эту организацию.
На современном этапе роль таможенных пошлин в качестве средства осуществления внешнеторговой политики снижается. Это, конечно, свидетельствует о либерализации международной торговли. Но конкурентная борьба на мировом рынке не прекращается, напротив, она обостряется и влечет за собой усиление протекционистских тенденций как на национальном, так и на региональном уровне (коллективный протекционизм). В условиях функционирования международных организаций, признания международных правил торговли, направленных на ее либерализацию, страны пытаются осуществлять протекционизм различными завуалированными средствами, которые получили название нетарифных ограничений.
Для непосредственных участников ВЭД особое значение имеют соглашения двух последних раундов ГАТТ - Токийского и Уругвайского - по урегулированию нетарифных ограничений,
т. е. разнообразных препятствий проникновению иностранных товаров на внутренний рынок.
По классификации ГАТТ нетарифные ограничения представлены пятью группами:
1. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях: субсидирование производства экспортных товаров, система государственных закупок товаров.
В Соглашение ГАТТ по субсидиям и компенсационным мерам было введено понятие "специфической" субсидии, т. е. предоставляемой отдельному предприятию или группе предприятий. В случае обнаружения того, что импортный товар произведен с субсидиями государства, страна-импортер имеет право, в строгом соответствии с установленными процедурами, наложить на ввезенный товар так называемую компенсационную пошлину, тогда национальные и импортные товары будут находиться на рынке в равных условиях. Величина компенсационной пошлины определяется величиной государственной субсидии. Законодательство ЕС относит государственное субсидирование производства в любых формах к недобросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением правил конкуренции возложен на комиссию ЕС, которая имеет право налагать штраф на предприятия третьих стран за нарушение правил конкуренции.
Другие материалы
Основные фонды рыночного предприятия
Безусловно, чтобы происходило нормальное функционирование
предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Одним из
таких источников являются основные фонды, без их наличия вряд ли могло что-либо
осуществиться. Основные с ...
Организация грузоперевозок на железной дороге
В настоящее время грузовое
хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны.
Грузовая и коммерческая
работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль
эксплуатационной науки имеет
СВО ...