Исторические этапы развития планирования во Франции
На этом этапе планирование начинает сочетаться с методами прогнозирования. ГКП заказывает экономической администрации - главным образом, Национальному институту статистики и экономических исследований (INSЕЕ) - прогнозные разработки для составления планов.
3 этап. 1973 - 1980гг.
После первого нефтяного шока 1973 г. произошло не только сокращение темпов роста, но и сам по себе этот рост утратил свою регулярность. Национальный институт статистики и экономических исследований предлагает "динамическую многоотраслевую" модель, позволяющую дать описание макроэкономической траектории развития для каждого года между текущим и конечным годами составляемого плана. Постепенно прогноз перестает быть официально привязанным к плану, фактические экономические показатели значительно отстают от плановых.
4 этап. 1980 - по настоящее время
Количественные разработки, выполненные в ходе подготовки Х-го Плана, были отмечены одной организационной новацией: Генеральный комиссариат планирования продолжает запрашивать прогнозы у Национального института статистики и экономических исследований, но обращается также с заказами и к независимым институтам, которые стали появляться уже с начала 80-х годов.
Итак, анализируя эволюцию индикативного планирования во Франции, можно отметить, что его эффективность изменялась в зависимости от экономической конъюнктуры. После Второй мировой войны французская экономика была дезорганизована в результате поражения 1940 г. и военной оккупации, поэтому необходимо было использование отраслевого подхода в планировании.
В дальнейшем, начиная с середины 60-х годов, происходит эволюция методов планирования. После нефтяного кризиса 70-х годов процессы дерегулирования, децентрализация управления способствовали «разрыхлению» системы индикативного планирования. Оно сменилось долгосрочным стратегическим планированием с более свободными и гибкими рамками. Восьмой индикативный план не был оформлен законодательно, а последние планы, разрабатываемые с середины 80-х годов, играли подчиненную роль в системе государственного управления экономикой. Самый последний, 11-ый, индикативный план не был разработан столь детально, как предыдущие; реальное управленческое значение ему придала главным образом попытка согласования различных интересов.
Центральное место постепенно начинает занимать программное регулирование. Разрабатываются общие и специальные программы и проекты, намечающие ориентиры в определенной области и реализуемые посредством госзаказов и контрактной системы.
Таким образом, причины того, что к концу 90-х годов индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции, видимо, связаны с тем, что в условиях новейшего технико-технологического прогресса в современном развитом государстве экономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономические условия усложняются настолько, что перестают быть подходящими для централизованного управления.
Система планирования, созданная полвека назад, все еще продолжает существовать, но уже в условиях современной Франции, которая широко открыта международной торговле и является значимой фигурой европейского рынка.
Другие материалы
Особенности экономических кризисов в послевоенной Японии
В первой половине 70-х годов капиталистический мир вступил в полосу
кризисных потрясений. Особенно интересно развивался этот кризис в Японии, для
которой это были первые послевоенные серьезные кризисы после десятилетий
бурного эко ...
Перевод введения в книгу Й. Шумпетера History of economic analisys
Под историей экономического анализа я
подразумеваю историю интеллектуальных усилий, предпринятых человечеством для
понимания экономических явлений, или, что одно и то же, историю аналитических
или научных аспектов экономической мысли. ...