Анализ среды малого предпринимательства.
Параметры для анализа результативности были выбраны исходя из имеющейся статистической информации и экспертных оценок, полученных при проведении выборочных исследований деятельности малых предприятий и материалов по развитию малого бизнеса экономических служб районов.
Анализ оценок результативности малого предпринимательства в области по приведенным в таблице параметрам позволяет сказать, что несмотря на достигнутые относительные успехи области в развитии малого бизнеса за последние годы, уровень развития малого предпринимательства недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики. По степени удовлетворительности фактические значения почти всех параметров результативности малого предпринимательства в области признаны экспертами неудовлетворительными.
Очень неудовлетворительными признаны следующие параметры:
- объем выполненных работ в промышленности малыми предприятиями и его доля в общем объеме промышленного производства;
- балансовая прибыль малых предприятий.
Объем выполненных работ малыми предприятиями области в 1997 году (по данным статистического исследования) составил 865.8 млн. деноминированных рублей, что составляет более 10 процентов областного ВВП.
По мнению экспертов, этот показатель должен быть значительно выше, так как в статистическом исследовании, проведенном по заказу экономического комитета области, участвовало всего лишь 1546 малых предприятий из 2300 действующих. Кроме того, наиболее быстрыми темпами в последние годы малое предпринимательство стало развиваться на основе индивидуально-трудовой деятельности (половина всех занятых в малом бизнесе отдают предпочтение именно этой форме) а статистических показателей (по объему производства, работ, услуг и т.д ) по этому роду деятельности на сегодняшний день нет. Но даже делая досчеты, учитывая не отчитавшиеся малые предприятия, удельный вес малого предпринимательства в экономике области остается относительно низким - 15-16 процентов ВВП (тогда как в развитых странах он достигает более 50 процентов).
Наиболее динамично малые предприятия развиваются в сфере торговой деятельности. Так, например, из 198 малых предприятий, вновь созданных в 1997 году, 21.7 процента начали функционировать в сфере промышленности, 12.1 процента - в строительстве и почти 40.0 процентов - в торговле и общественном питании.
Однако, несмотря на большое количество малых предприятий, занимающихся торговлей, удельный вес малого предпринимательства в торговле по данным статистической отчетности очень незначителен - 6.6 процентов. По мнению же экспертов, а также данных экономических служб районов, реально этот показатель составляет около 70 процентов. Проблема заключается прежде всего в том, что при существующей системе налогообложения малые торговые фирмы стремятся не показывать в полной мере размеры своей деятельности. Это приводит к постоянному искажению реальной картины и, как хорошо видно, существенному недобору налогов в бюджеты.
Удельный вес малых промышленных предприятий в общем объеме производства по области менее 4 процентов, что значительно ниже, чем в среднем по России. Объясняется это следующим: в Новгородской области основной объем промышленного производства приходится на химическую отрасль (30.6 процента от общего объема промышленного производства), которая представлена, по существу, только двумя крупными предприятиями - химическим комбинатом и заводом стекловолокна. Доля других отраслей промышленности в общем объеме производства гораздо ниже: машиностроения и металлообработки - 11.3%, лесной и деревообрабатывающей - 11.0%, промышленности строительных материалов - 2.3%, легкой - 0.4%, пищевой - 17.8%. Промышленные малые предприятия сосредоточены именно в этих отраслях. Здесь развитие предпринимательства требует относительно меньших капитальных вложений, чем в химической или электронной промышленности. .Доля малого предпринимательства в этих отраслях более ощутима, превышает средний показатель по области: в легкой промышленности приходится 12.5 процентов всего объема производства этой отрасли, в производстве строительных материалов - 10.6 процентов, машиностроении и металлообработке - 8.9 процентов, пищевой - 7.6 процентов, лесной и деревообрабатывающей - 6.0 процентов полиграфической - 14.6 процентов.
Другие материалы
Определение и расчет капитальных вложений на производственном участке
В настоящее время, когда машиностроительные
предприятия находятся в тяжелейших экономических условиях, очень важно для
инженера-руководителя не только знать технику, технологию, но и организацию и
управление производством, что ...
Основные этапы ценообразования в России
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются
основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты
и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских
стру ...