Японская школа менеджмента.
Одной из наиболее эффективных школ менеджмента во всем мире признана японская. Ее успех складывается из многих слагаемых, но главное – их умение работать индивидуально с людьми. Ежегодно практически каждая японская компания производит тщательный отбор среди выпускников средних или высших учебных заведений и в торжественной обстановке принимает к себе на работу, но только на испытательный срок. Те, кто доказал свою способность работать в соответствии с предъявленными требованиями (довольно высокими), принимаются на постоянную работу. Среди работников идет постоянная конкуренция за право подняться выше по служебной лестнице. При высоких ежегодных показателях труда сотрудника через 5-7 лет он может добиться положения менеджера среднего уровня. По достижению 55-60 лет работник должен уйти на пенсию и освободить место более молодым. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, необходимо ежегодно улучшать результаты своего труда, посвящать ему не только рабочее, но и значительную часть свободного времени, поддерживать хорошие отношения с другими сотрудниками, проявлять инициативу. Фирма гарантирует сотруднику занятость только при полной его самоотдаче. Стабильность и очень высокий уровень квалификации сотрудников – одна из основ менеджмента. Подобная система найма и управления имеет целью обеспечить полную самоотдачу каждого работника в интересах фирмы, добиться единства целей и гармонии интересов сотрудников. Японский менеджмент добивается высокой интенсивности и производительности труда, используя малые выплаты сотрудникам на социальные цели и др. стимулы. Тем не менее, японский менеджмент ориентируется не на индивидуума, а на групповую форму организации труда. Интересна система оплаты труда: часть з/п составляет основной оклад, далее – надбавки, премии, бонусы, выплачиваемые по итогам деятельности, различные выплаты на социальные нужды – надбавки на содержание семьи, оплаты проезда на работу, медобслуживание. Японские компании уделяют большое внимание систематической подготовке и переподготовке кадров, воспитывая высококвалифицированных, максимально преданных фирме работников, подчинению личных интересов делу процветания фирмы. Каждый из работников японских фирм изучает несколько специальных курсов по развитию профессиональных знаний, затрачивая на эти цели во внерабочее время до 15 часов в неделю. Переподготовку проходят: управленческий персонал, все технические специалисты и производственные рабочие. Для повышения квалификации менеджеров разного уровня используется практика регулярного (раз в 3-4 года) перевода работника на другие должности в других подразделениях фирмы. При перемещениях учитывается и мнение работника. Первостепенное значение японские фирмы уделяют научно-техническому прогрессу. Действуют системы управления производительностью и качеством работы, имеющие целью обеспечение выпуска и продажи только высококачественных изделий, ликвидацию брака, дефектов. В рамках функциональных подразделений центрального аппарата управления фирм создаются специальные центры, которые действуют в след. направлениях: постоянное изучение запросов работника, требований к качеству продукции. Разработка мер по улучшению выпускаемой продукции, проведение исследований, связанных с выпуском новых изделий. Создание моделей новых видов продукции. Оценка эффективности системы контроля качества прод-ии в соответствии со стандартами качества. В японском менеджменте неукоснительно выполняется правило: каждое рациональное предложение рабочего должно быть реализовано. Нормой деятельности для японского менеджера является каждодневное присутствие непосредственно на производстве, постоянное общение с людьми, решение всех возникающих проблем на месте. На все жалобы со стороны сотрудников следует немедленная реакция руководства. Большое внимание уделяется размерам дивидендов.
Другие материалы
Основные фонды рыночного предприятия
Безусловно, чтобы происходило нормальное функционирование
предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Одним из
таких источников являются основные фонды, без их наличия вряд ли могло что-либо
осуществиться. Основные с ...
Планирование и амортизационные отчисления
Экономикой охватываются все без
исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением
его физиологических и духовных потребностей. Чтобы поддерживать
необходимый жизненный уровень ...