Туризм как отрасль мирового хозяйства: понятие, структура, типология, значение.
Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм. Туристом, в соответствии с международной статистикой, явл. любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают 3 осн. вида международного туризма:
1. Рекреационный, 2. Научный, 3. Деловой. Рекреационный туризм – который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками. Научный туризм – это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях. Деловой туризм – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контракта. В наст. время индустрия туризма явл. одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составили 5,1% ежегодно, а валютных поступлений – 14%. Международный туризм является одной из 3-х крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности. По прогнозам экономистов, в 21 веке туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире. Для многих государств иностранный туризм явл. важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма сост. около 19 млрд. долл. (около 5% ВВП).США – 45,2 млрд. долларов – свыше 5% стоимости экспорта, Турции – 20% стоимости экспорта. Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции – одежду и косметику, в Италии – обувь, в Швейцарии – часы. Во-вторых, туризм способствует созданию доп. рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями. Индустрия туризма отличается достаточно высокой капиталоемкостью. В крупных туристических центрах в структуре затрат 50-60% сост. затраты на размещение и питание, хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капиталоемкостью и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли, капитал довольно избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, оборудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируются государством, а частный капитал финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов. В туристической индустрии прослеживается процесс концентрации капитала, ведущей к образованию монополий, например, в Великобритании процесс слияния значительного количества турагенств в крупные национальные туроператорские группировки начался более 10 лет назад и в настоящее время там наблюдается высокая степень концентрации туристического бизнеса. Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и др. предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть.
Другие материалы
Платежный и торговый баланс
Все страны являются участницами современного мирового
хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в
мировое хозяйство различны.
Как один из основных объектов государственного
регулирования, платежный баланс ...
Особенности функционирования свободных экономических зон
Острая необходимость во внутренних и
внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока
иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних
инвестиций. Создание свободных экономических зон я ...